Нормативные документы

Публикации учителей

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности (2018 - 2022 г.) Чаплыгиной Ольги Владимировны, учителя начальных классов МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им Ю. М. Дейнеко» ЭМР Саратовской области.

Тема инновационного педагогического опыта

«Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

В любом проекте важнейшим фактором является вера и успех.         

                          Без веры в успех невозможен.

Уильям Джеймс

     Проектно – исследовательская работа в школе – это новый, инновационный метод, соединяющий учебно познавательный, игровой, творческий, научный компонент.  Ученики в начальной школе получают первые навыки исследования. Благодаря проектно – исследовательской деятельности организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе требует грамотного научно – обоснованного подхода и решения комплекса задач. Психолого – педагогических, учебно – методических, информационных, дидактических. На протяжении нескольких  лет в МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им Ю.М. Дейнеко» я работаю над проектно исследовательской деятельностью в рамках кружка «Юный исследователь» развивается у ребят особый склад мышления.

Актуальность программы  основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Цель данной программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини - конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини - конференция, научно -исследовательская конференция.

В процессе работы над проектной деятельностью у детей развиваются следующие личностные качества: трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, любознательность, коллективизм, взаимопомощь, усваиваются нормы и правила общения.

Работая над проектно – исследовательской деятельностью продолжается работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе требует грамотного научно – обоснованного подхода и решения комплекса задач. Психолого – педагогических, учебно – методических, информационных, дидактических. На протяжении нескольких  лет в МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им Ю.М. Дейнеко» я работала над проектно исследовательской деятельностью в рамках кружка «Юный исследователь».

Программа кружка  «Юный исследователь»» реализуется в направлении проектной деятельности. Программа предназначена для   формирования познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Программа разработана на основе авторской программы исследовательского обучения младших школьников школьников автора А. И. Савенкова.

Из авторской программы позаимствованы задачи обучения, новые формы, методики, развивающие задания, тематика экспериментов, способствующие привлечению учащихся и взрослых к исследовательской деятельности, критерии результативности работы. Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для учащихся 1 - 4 классов, детей от 6,5 - 10 лет

Календарно– тематическое планирование кружка «Юный исследователь» 2 класс.

Работая над проектно – исследовательской деятельностью несколько лет, я увидела, как меняется отношение ребят к данному виду деятельности. Этот вид технологии способствует открытию удивительного мира исследований. Ребята открыли для себя, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе. Изучая русские народные сказки с детьми, появился проектно – исследовательская работа  «Существует ли Баба – Яга». Изучая древние традиции, праздники нашего народа ребята приняли решение исследовать подробно одну из традиций русского народа – создание обрядовых свадебных кукол. В группе продлённого дня мы с ребятами изготавливали кукол – оберегов. Так возник проект «Куклы – неразлучники». Авторы проекта Харламовы Маша и Миша изучили традиции изготовления обрядовых кукол. В группе продленного дня в 4-х классах провели мастер класс по изготовлению обрядовых кукол «Неразлучников». Затем работы были представлены на муниципальном и региональном уровнях, где показали высокие достижения.

                

Одна из целей ФГОС НОО - повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Тема ВОВ трогает наши сердца. Поколение наших бабушек и дедушек пережили страшные годы ВОВ. На классных часах, на внеклассных мероприятиях стараюсь рассказать о подвигах советских солдат. На классном часе, ученица моего класса подготовила сообщение о своём дедушке. Рассказ девочки заинтересовал ребят. Я предложила своим ученикам подготовить проект о жизни дедушек и бабушек в годы ВОВ. Проекты получились интересные. Самый значимый проект, мы направили на всероссийский, муниципальный и региональный уровень т. к. считаем, что нужно чтить и помнить своих предков, которые защищали нашу Родину. Нужно рассказывать и делиться воспоминаниями наших прадедов. В группе продлённого дня, на занятиях кружка ребята моего класса провели мероприятия для учащихся 1-4–х классов, на котором, рассказывали о героях войны.

         

          

При организации проектно – исследовательской деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские, творческие. Во второй половине дня в нашей школе  проходят кружки, клубные часы.

На одном из клубных часов был создан творческий проект. С ребятами написали сценарий сказки, родители учеников помогли сшить кукол, попросили пап сделать ширму, выбрали актёров для спектакля. Дети включились в работу! Каждый день репетировали, готовились к показу спектакля. В группе продлённого дня для учащихся 1-х, 2-х классов был показан кукольный спектакль. Малыши были в восторге от просмотренного спектакля. Мои ученики получили положительный заряд от выполненной работы. Время идёт, дети выпускаются на их место приходят новые малыши. С первоклассниками на экологическом конкурсе  подготовили театральный проект. В конкурсе участвовали 50% детей из класса! В подготовке к конкурсу участвовали дети, родители, учитель. Наши старания прошли не напрасно! Мы на муниципальном конкурсе заняли 2 место. Наши успехи заметил руководитель Театра «Балаганчик» пригласил участвовать в мероприятии «Открытый город». Ребята на мероприятии показали не только свои способности, но и увидели творческие номера других ребят из других школ, городов, посёлков.

            

Задача учителя, не только научить ребёнка читать и писать, но и раскрыть потенциал детей. Не всегда можно сразу увидеть способности учащегося к тем или наукам. Нужно наблюдать за увлечением детей, больше общаться с детьми, быть настоящим другом ребятам. Проектно – исследовательская деятельность помогает учителю в работе. В моём классе есть дети, которые с большим интересом читают энциклопедии по окружающему миру, на перемене своим одноклассниками рассказывают  о небывалой красоте бабочек, о редких птицах и даже динозаврах. Наблюдая за детьми, вникая в их увлечения, появляются новые информационные, исследовательские проекты. Проекты дети защищают на занятиях кружка, на муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах.

          

Иногда, взрослым нужно найти психологический подход к  ребёнку. Создать ситуацию успеха, чтобы раскрыть положительные стороны ребенка, создать благоприятную атмосферу для ученика. В этом помогает исследовательская деятельность. Застенчивый ребёнок, меняется. Становится уверенным, знающим предмет. В ситуацию успеха попал ученик моего класса. Ребенок скромный, застенчивый, молчаливый, не проявляющий себя в учебной и воспитательной деятельности.  Из индивидуальной беседы, я выяснила, что Захар увлекается компьютерами, физикой, много читает научную литературу. Мальчик рассказал много интересного. Я попросила его подобрать тему для классного часа и выступить с этой темой. Он с радостью согласился мне помочь. В дальнейшем Захар подготовил информационно – исследовательский проект «Электричество в комнате». С проектом выступил на занятии кружка, на муниципальном конкурсе. Выступил (дистанционно) на муниципальной конференции «Научный потенциал XXI века», на сайте «Продлёнка» опубликовал свою работу, которая получила высокую  экспертную оценку.

            

Основной идеей проектно исследовательской работы является деятельность самого ученика, учитель выступает в роли наставника или консультанта. Учитель направляет ребёнка и консультирует. Основную работу дети выполняют сами без помощи взрослых. Ребята с увлечением окунаются в работу, развивая свои способности по учебным предметам, в учебной и во внеурочной деятельности. У детей формируется чувство ответственности перед одноклассниками, появляется интерес к изучению темы, над которой они работают.

Внедрение мной в учебный процесс технологию проектно – исследовательской деятельности позволяет добиться положительных изменений в учебной, но и воспитательной деятельности младших школьников.

              

Девизом проектно - исследовательской деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

 

 

 

 

 





Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности (2016-2020 г.)  Ковтуновой Вероники Алексеевны. учителя начальных классов МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами" ЭМР Саратовской области.
Тема инновационного педагогического опыта
" Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника"

Актуальность
  Важным становится не «образование на всю  жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».
   «Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы у ребят были равные возможности для успешного жизненного старта»
                                                    Послание президента Федеральному Собранию

     Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. В нашей образовательной организации созданы все необходимые условия для обеспечения активизации социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
    Ключевые слова: саморазвитие, самореализация, профориентация, дистанционное обучение, дистанционное образование.
   Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и ценность образования. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.
   Внеурочная работа - это приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования, успешное социализации в обществе, формирование мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в информационном пространстве.

     Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
·         выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
·         создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
·         развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; неформального общения, сотрудничества обучающихся;
·         расширение рамок общения школьников с социумом.





Направление школы
В Национальной доктрине образования Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание социально -  активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях, преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
 Исходя из  современных требований, для успешного решения задач воспитания и  социализации обучающихся  в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами» Энгельсского муниципального района Саратовской области большое значение уделяется внеурочной деятельности учащихся, где созданы условия для  всестороннего развития личности кадет, их адаптация к жизни в обществе. 
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное).
Учителя начальных классов, воспитатели, учителя-предметники: изобразительного искусства, музыки, технологии, физической культуры, а также  психологи,  педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы, библиотекарь ведут внеурочные занятия. Ими разработаны рабочие программы по разным направлениям развития личности  с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуются посредством различных форм организации, таких, как кружки, секции, студии.
    Спортивно – оздоровительное направление.
            Цель: укрепление здоровья и содействие правильному  физическому развитию школьников, решение проблемы дефицита движения у обучающихся, обучение жизненно важным двигательным навыкам.
  Данное направление реализуется через  кружки  «Ритмика», «Строевая подготовка», «Спортивный час».
  Общеинтеллектуальное направление.
             Цель: обогащение запаса обучающихся языковыми знаниями, формирование мировоззрения, эрудиции и кругозора.
     Это направление представлено кружками:  «Весёлый английский», «Занимательная математика», «Юный исследователь», «Азбука экономических наук», «Информационная грамотность».
Духовно-нравственное направление.
Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное направление развития личности представлено кружком «Кадетский час».
Социальное  направление.
              Цель: развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, коррекция нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.
Данное направление  реализуется через кружок   «Тропинка к своему – Я».
 Общекультурное направление.
             Цель: формирование художественно-творческих способностей учащегося, коммуникативной и общекультурной компетенции.
     Данное направление реализуется через  студии: изобразительного искусства    «Палитра детства»,  «Ассорти».
При реализации основной образовательной программы был учтён социальный заказ родителей. Опрос  показал, что наша школа выполняет социальный заказ. Большинство родителей работают целый день, уделять внимание обучению детей не могут, их привлекает организация занятости детей во внеурочное время, что способствует расширению образовательного пространства обучающихся. Поэтому работа администрации и педагогического коллектива направлена на внедрение в образовательную деятельность  новых форм, технологий и приемов обучения;  постоянный мониторинг качества знаний, успеваемости обучающихся; диагностические исследования личности и коллектива обучающихся. Было проведено   анкетирование  родителей 1- 6 классов (583 чел.). 
            Отметьте какие из дополнительных занятий хотел бы посещать Ваш ребенок?
     Внеурочная деятельность школьников помогает формировать у них такие качества как инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Но далеко не каждый ребенок в 7-8 лет знает, чем он хочет заниматься. А уж о скрытых способностях своих детей не знают даже многие родители. Вот здесь и приходят на помощь воспитатели школы полного дня и классные руководители.
        
При организации внеурочной деятельности используем результаты социального заказа и результаты диагностических исследований сформированности УУД (УМК «Учимся учиться и действовать» под ред. М.Р. Битяновой и стандартизированные материалы для промежуточной аттестации под ред. Г.С. Ковалёвой): познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных, которые позволяют выявить все личностные качества и возможности конкретного ребёнка. И, в зависимости от результатов, планируем работу с тем или иным ребенком.  На основе полученных индивидуальных результатов воспитатель и классный руководитель (выполняющий роль тьютора) рекомендуют родителям и обучающимся соответствующие кружки внеурочной занятости с целью повышения уровня сформированности тех или иных УУД. Идея заключается в осуществлении индивидуального подхода и выстраивании индивидуальной траектории развития каждого ребёнка, направленной на достижение в первую очередь личностных и метапредметных результатов. Например, детям с низким уровнем сформированности коммуникативных УУД рекомендуем  посещать «Театральную студию», кружок «Занимательный английский язык», клуб «Учимся договариваться»; с недостаточной сформированностью личностных УУД - посещение кружка «Тропинка к своему Я», спортивных секций. Результатом внеурочной деятельности является участие детей в научно-практических конференциях, фестивалях науки, творческих конкурсах. А оценить уровень достижений каждого ученика можно по индивидуальному портфолио.



       
    Для реализации внеурочной деятельности  в рамках ФГОС НОО в школе обеспечены материально-технические ресурсы и созданы необходимые условия: школа работает в режиме «полного дня»; имеется буфет, организовано  трёхразовое горячее питание школьников; школа располагает спортивным залом и малым спортзалом, спортивной площадкой, кабинетом ритмики; в наличии музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование, компьютерный класс - 2, библиотека.
    Исходя из опыта работы в школе сложилась  инновационно- образовательная модель организации внеурочной деятельности,  основанной на интеграции основного и дополнительного образования, оптимизации всех внутренних ресурсов и инновационной деятельности образовательной организации.


Преимущество данной модели заключается в предоставлении широкого выбора занятий по интересам, возможностей свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов.
             Данная модель в школе реализуется не только с привлечением внутренних ресурсов, но и внешних через:     
- учебный план школы «Патриот», а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (секции, кружки, факультативные занятия, научные исследования и т.д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
-инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
 Документы:
– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности (режим работы ГПД)
Построение индивидуальной образовательной траектории
и индивидуального графика пребывания обучающегося в школе
 

 Для построения общей карты занятости обучающихся  во внеурочной деятельности используем внутренние ресурсы школы: кружки и секции на бюджетной основе и предлагаем дополнительные платные образовательные услуги. А  также привлекаем внешние ресурсы: городские спортивные организации, общественные организации, центры детского творчества.
     Педагоги школы занимаются инновационной деятельностью, разрабатывают программы внеурочной деятельности с целью осуществления преемственности на разных уровнях образования с учётом предметов учебного плана. 

  
Разработаны программы
1. Программа «Имею право и обязан» реализуется в 9 классе, так как правовые знания включены в предмет «Обществознание».
2.  Программа «Любимый сердцу уголок - наш родной городок» для обучающихся 1-4 классов, имеет продолжение на уровне основного общего образования – предмет «Краеведение».
3. Программы воспитания «Кадетский час» и  «Школа Мужества»  разработаны в рамках ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию.
4. Программа «Азбука экономических наук» для обучающихся 1-4 классов, так как с 5-7 классы  реализуется программа «Экономическая грамотность», а в 10-11 классах учащиеся изучают предмет «Экономика» на профильном уровне (социально-экономический профиль). Экономические знания включены в предмет «Математика» в 11 классе, где дети решают экономические задачи.

Разработала авторскую  дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Азбука экономических наук», которая имеет рецензию и рекомендована для  использования  в учреждениях дополнительного и общего образования. В школе реализуется с 2016г.
Основной вопрос, на который отвечает данная программа:
-  ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ  об экономике.
         Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готового к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего зависит, как создаётся богатство и каковы его источники и т. д.
     Большую роль на внеурочных занятиях уделяю  проектно – исследовательской деятельности: в кружке «Азбука экономических наук» по финансовой грамотности привлечение интереса к изучению основ финансовой грамотности; изучение основных понятий, формирующих базу знаний математического (экономика) материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса математики; развитие творческих и познавательных  способностей.     Отличительная особенность программы «Азбука экономических наук» - используются местные хозяйственные объекты, которые ведут активную экономическуюи финансовую деятельность, знакомство с профессиями родителей.
    Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом- это развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; формирование конкретно-наглядные представлений о существенных сторонах профессии; развитие интеллектуальных и творческих возможностях ребенка.
       Основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические, деловые , ролевые игры - «Мир профессий», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Путешествие на остров Бартер», «Строительство домов», компьютерные и настольные игры - «Жизнь или кошелек», «Монополия», «Банкир».
Данная программа имеет прочные метапредметные связи:
  • Русский язык и литературное чтение
Изучаем пословицы и поговорки с экономическим содержанием, народные сказки, литературные сказки.
Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления.
Развивается речь, память, мыслительные способности- Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи)
  • Окружающий мир 
Перемещение различных товаров из одного региона в другой и связанные с этим издержки и риски, прибыль, экскурсии на предприятия, магазины, учреждения социальной сферы.
  • Математика
Решение экономических задач: например, в 3 классе по теме «Цена. Количество. Стоимость»,- это гораздо легче делать, зная, о чем идет речь.).
  • Изобразительное искусство и технология
рисуем иллюстрации к экономическим заданиям, лепим из пластилина товары с полок магазинов. Такие задания способствуют развитию мелкой моторики.
  • Моделирование экономических ситуаций с помощью деловых игр – важный аспект в изучении предмета, взаимодействия учащихся в парах и группах (создать фирму, название, разработать рекламу, логотип продукта, условия продажи, назначение обоснованной цены и пр.).
      На занятиях дети знакомятся с навыками поиска  информации в различных источниках, в том числе, через ресурсы Интернета, организацией наблюдения и проведения исследования, постановки гипотез и проблемных вопросов, правилами  оформления и защиты проекта. Дистанционные образовательные проекты могут быть одним из важнейших факторов социализации личности
         В последние годы в мире большими темпами развивается система дистанционного образования. Главным компонентом содержания дистанционного образования предстает технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования. Использование дистанционного обучения позволяет учащимся независимо от их местонахождения получить доступ к качественному образованию, углубленно изучать темы из школьной программы, подготовиться к итоговой аттестации ВПР в 4 классе, расширять свой кругозор.
          Наряду с дистанционным обучением для творческой самореализации учащихся использую и дистанционные образовательные проекты. На занятиях  кружка «Азбука экономических наук» организация творческих проектов позволяет более полно внедрить принципы личностно-ориентированного обучения: учащийся работает в проекте исходя из своих интересов и целей, познает то, что ему нравится, создает собственный образовательный продукт, развивает личностные навыки и способности, которые будут востребованы во взрослой жизни.
      Таким образом, решается проблема творческой реализации личности посредством компьютерных технологий : создание ситуации успеха и уверенности в своих силах,  позволяет раскрыться любому ребенку, стать победителем, реализовать себя, сформировать ИКТ- компетенции, которые так нужны человеку XXI  века.
        Результатами деятельности использование дистанционного образования во внеурочной деятельности это активное участие детей в конкурсах- проектах различного уровня- создание обучающимся собственного  образовательного продукта и его самореализации : Международный конкурс компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер-2019» ( г. Саратов), Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского «Я-исследователь» ( г. Саратов)




Интернет-пространство.
Данный курс, точнее 1 модуль, можно изучить в дистанционном режиме на сайте «Кадетство» .


Работа с родителями
Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям, консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства.
При работе с родителями предлагаются различные формы:
- устная или письменная информация о результатах занятий,
- консультации,  собрания, обмен опытом между родителями,
- участие в конкурсах и конференциях вместе с детьми.
     Для изложения теоретического материала использую следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления.
В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: «Экономические продукты и объекты», «Как выбрать профессию», «Как оплачивается труд», «Собственник», «Безотходное производство» и другие.
Уроки-конкурсы («Самая экономная хозяйка», «Конвейер», «Знаешь ли ты цены», «Аукцион знаний» и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. компьютерные и настольные игры («Жизнь или кошелек», «Монополия», «Банкир»).
Освоение курса «Азбука экономических наук» сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией учащихся.
В качестве текущего контроля знаний используются:
- теоретические, практические, проблемные вопросы;

- решение задач и выполнение упражнений в ТТЗ.

    

Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Промежуточная аттестация осуществляется на основе безотметочного обучения по системе «Зачет/незачет».

Ожидаемые результаты освоения курса
 «Азбука экономических работ»
(личностные, метапредметные, предметные)



- Бережное отношение к ресурсам, осознание необходимости экономии, рационального распределения времени, соблюдения режима дня.
- Формирование интереса и уважительного отношения к труду и людям труда.
- Бережное отношение к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, актуализация представлений о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду.
- Понимание важности взаимопомощи, поддержки при решении экономических вопросов.
   -    Развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
  -    Осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.

Преемственность и перспективность
В процессе изучения курса «Азбука экономических наук» у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
В школе реализуется программа «Одарённые дети». Инновационный поиск средств обучения привел нас к пониманию, что методы проектно-исследовательской деятельности являются непременным условием реализации основной образовательной программы общего образования.
    Актуализация исследовательской деятельности происходит во внеурочной деятельности. Она реализуется через кружок «Я-исследователь» и участие в научно-практических конференциях, фестивалях науки, конкурсах проектов от муниципального до международного уровней. Так ,  в декабре 2016 года ученики начальной школы: Хурда К. – 1г класс, учитель Ковтунова В.А., Цветков З.-2а класс, учитель Сусляева Л.Ю., Тряпкин Д.- 3а класс, учитель Сусляева Л.Ю. получили дипломы III степени за участие в конкурсе «Первые шаги в науке» (очный этап). Кадеты награждены знаком отличия Национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция».





Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации внеурочной деятельности  обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Еще одним важным показателем результативности внеурочной  деятельности  является   изучение личности кадета  посредством диагностики, которая  должна быть направлена на два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:
1)     продуктивность деятельности;
2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производитcя  в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно: личность кадета и  коллектив.

Результаты определения уровня воспитанности
            В соответствии с программой воспитания и социализации  было проведено определение уровня воспитанности обучающихся. Приняли участие  376  человек, обучающиеся в 1- 4  классах.  
            Классным педагогам   предлагались карты наблюдения, где в качестве критерия воспитанности рассматривались следующие показатели:
1.     Патриотизм.
2.     Отношение к умственному труду.
3.     Отношение к труду.
4.     Отношение к людям.
5.     Отношение к себе.

   В 2015 году школа перешла к реализации  ФГОС ООО  и внедрению в воспитательное пространство школы  Стратегии развития воспитания детей, как системы деятельности, ориентированной на качественной новый статус социокультурного  развития личности,  школа принципиально изменила отношение к содержанию  воспитания обучающихся и вышла на качественно новый уровень, реализующий инновационные и экспериментальные направления  работы. Министерство образования РФ дало высокую оценку работе организации, и включило в число лучших практик страны.  С. 2017 г. Школа «Патриот»  внесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
       Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и самореализацию личности.






Урок провёл: учитель физической культуры МОУ "СОШ "Патриот" 
 с  кадетскими классами" ЭМР Саратовской обл.
 Власов Кирилл Александрович
Конспект урока по физической культуре для 2 класса. Тема: "Подвижные игры, как метод развития физических качеств".

Цель урока: Развитие физических качеств.  Задачи урока: 1. Развитие скоростно-силовых качеств, выносливости, координационных движений. 2. Привития любви к спорту,к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. 3. Развитие чувства товарищества, коллективизма





ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И МЕСТНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2014-2018 Г) ЮНЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ 
          Тема инновационного педагогического опыта   
"Подготовка учащихся начальной школы к Всероссийской проверочной работе как одна из форм мониторинга качества НОО"


Проектная и исследовательская деятельность в УМК
по системе развивающего обучения  
Л.В.Занкова
Обобщение опыта работы Ефименко Татьяны Михайловны учителя начальных классов МБОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР Саратовской области 2018 г. (929.0Kb) ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий